Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №2»

Официальный сайт

Родителям по адаптации первоклассников

РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Психологическая поддержка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка, Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ни­чего интересного», — отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитан­ное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.

Ваше участие и ваш интерес положительно ска­жутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете не­навязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.

Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не по­зволит ему испытать радость познания.

Не сравнивайте ребенка с одноклассниками как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индиви­дуальность.

Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоя­тельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего ма­лыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпени­ем. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.

Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огром­ная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и тер­пения. Это действительно серьезное испытание для родителей — испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Хорошо, если ребенок в трудный первый год уче­бы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку спра­виться со всеми трудностями.

Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.

Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно бо­имся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А что Антон получил? Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не полу­чил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают...)

Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемо­му и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь поста­раться.

Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие спо­собности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

В 6~7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих от­прысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

Однако серьезных срывов и болезней можно из­бежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

ПРАВИЛО 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6—7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходи­мой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со вто­рого класса.

ПРАВИЛО 2.

Помните, что ребенок может концентрировать вни­мание не более 10—15 минут. Поэтому, когда вы буде­те делать с ним уроки, через каждые 10—15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малы­шу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанце­вать под музыку несколько минут. Начинать выполне­ние домашних заданий лучше с письма. Можно чере­довать письменные задания с устными. Общая дли­тельность занятий не должна превышать одного часа.

ПРАВИЛО 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требу­ющие большой зрительной нагрузки, должны про­должаться не более часа в день — так считают вра­чи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

ПРАВИЛО 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассни­ками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконеч­ных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ПРАВИЛ

  • — Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • — Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • — Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • — Старайтесь каждый день находить время, что­бы побыть наедине со своим ребенком.
  • — Учите ребенка свободно и непринужденно об­щаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
  • — Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гор­дитесь.
  • — Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
  • — Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
  • — Оценивайте только поступки, а не самого ре­бенка.
  • — Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. При­нуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
  • — Признавайте права ребенка на ошибки.
  • — Думайте о детском банке счастливых воспоми­наний.
  • — Ребенок относится к себе так, как относятся к
    нему взрослые.

И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.